С 1 января 1865 года открыт торговый дом под фирмою Д. и А. Расторгуевы, Дмитрий Иванович на свое одно имя 30 лет.
(Настольная книга А.Д.Расторгуева) |
Дом с атлантами |
История "китайской травки" в России | |
Чайные пломбы | |
Сладкий товар | |
Закат империи | |
Горькое настоящее |
Дом с атлантами
Торговый дом размещался в знаменитом Доме с атлантами на Солянке. |
Доходный дом купцов Расторгуевых. 1883 год. Архитектор В.Н.Карнеев. Яркий образец московской эклектики.
Построен в 1882 году архитектором Василием Николаевичем Карнеевым. Фасады здания, включая дворовые, отделаны штукатурной профилировкой. Главный фасад украшают фигуры атлантов (поддерживающих балкон над центральным входом), львиные маски под карнизом и жезлы Меркурия на замковых камнях окон первого этажа. Балконы оформлены литыми ограждениями из чугуна.
Дом с атлантами - не единственная недвижимость Расторгуевых. Ивестен, например, доходный дом, построенный в 1863 г. Сейчас это выселенное трёхэтажное каменное здание со скромным лепным декором. Современный облик дом приобрел в нач. 1880-х гг., когда перешел от купца Дмитрия Ивановича Расторгуева к его сыну, старосте церкви на Стрелке Алексею. По проекту архитектора Василия Карнеева здание было надстроено третьим жилым этажом и украшено эклектической лепниной. Первый этаж занимали лавки, а квартиры на втором и третьем этажах снимали небогатые постояльцы. Жили и торговали Расторгуевы в соседнем «доме с атлантами» (Солянка, 7), построенном в 1882 г. — также по проекту архитектора Карнеева. Сейчас и он, и доходный дом в Подколокольном затянуты зеленой сеткой и медленно разрушаются.
Дом в Подколокольном, являясь собственностью Расторгуевых, числился за церковью, которая получала средства на существование от сдачи внаем недорогих квартир и торговых помещений. Еженедельная газета «Московские Церковные Ведомости» писала: „Храм Рождества Пресвятыя Богородицы по своему великолепию, по богатству и изяществу своей внутренней отделки принадлежит к редким храмам нашей столицы. Всем этим он обязан как покойному родителю нынешнего старосты Дмитрию Ивановичу Расторгуеву, так и самому Алексею Дмитриевичу. В течение сорока лет преемственной службы их в должности церковного старосты ими затрачено из собственных средств на благоукрашение сего храма более 100 тыс. руб. На собственные же средства Алексеем Дмитриевичем, семь лет тому назад, выстроен, для обеспечения притча Богородице-Рождественской церкви, каменный трёхэтажный дом, стоимостью выше 80 тыс. руб. Практически все жители дома были прихожанами церкви на Стрелке. Всего в приходе числились около 600 чел., в основном крестьяне и небогатые городские обыватели. В подвалах дома в нач. XX в. размещались прачечная и склад вина. Первый этаж занимали три кучерские, мясная лавка и дворницкая. Позднее появились колониальный магазин Сергея Лаврова и булочная Шустовых. На втором и третьем этажах жили семьи Яблоневых, Заваркиных, Савостьяновых, Григорьевых, Каратаевых, а также некие Герстле Вильгельм и Бармен Иван.
Источник: http://wikimapia.org/15473659/ru/
История "китайской травки" в России
Расторгуевы торговали китайским чаем и колониальным товаром, как сообщается в Справочных книгах о лицах, получивших торговые и промышленные свидетельства. Кроме Москвы - лавки собственно на Солянке и лавки в Гостинном дворе (Городская часть, 3 участок), у фирмы была разветвленная сеть магазинов по России: Одесса,Канатная улица; Севастополь, Нахимовский проспект; Нижний Новгород, набережная реки Оки; Киев, Крещатик; Ростов-на-Дону, Таганрогский проспект, Нижегородская ярмарка, Китайские линии.
С начала XIX в. «китайская травка» начала массовое завоевание России. Торговля чаем стала сверхприбыльным бизнесом, пополнявшим казну государства, а чаеторговцы – купцами-миллионщиками. В первой половине XIX в. чая в Россию ввозилось лишь на несколько десятков млн. руб. После 1880 г. сумма официально ввезённого в Российскую империю чая превысила 300 млн. кредитных руб.
Куда интереснее другое: в России быстро нашли дикорастущий заменитель чая – иван-чай (более известный в XIX в. как «копорский», по названию села Копорье, что под Санкт-Петербургом, где технологию поставили на поток). Также чай смешивали с баданом (родом многолетней травы семейства камнеломковых), листьями вишни, ивы, тополя, дуба – всё также ради увеличения веса товара. Для усиления цвета настоя добавляли сушёной свёклы.
Казна, да и купцы-чаеторговцы, которые вели относительно честный бизнес, стали терять доходы. Тема борьбы с контрабандой и фальсификатом обсуждалась весь XIX в. Правительство решилось убить сразу двух зайцев: и контрабандистов, и фальсификаторов. Первоначальная идея была хороша: чай в таре на границе пломбируется таможенными чиновниками, его доставляют в центральные города Империи. Здесь, на чаеразвесочных фабриках фасуют в разные ёмкости и оклеивают их казённой бандеролью: т.е. «обандероливают» чай в мелких «помещениях» (ящиках).
С 1836 по 1866 гг. закон об «обандероливании» чая действовал в западных губерниях России. Действовал он, надо сказать, без особого успеха. Правительство решило, однако, что лучший способ заставить закон заработать – распространить его на всю Россию.
Первыми, кто серьёзно пострадал от новых правил, оказались кяхтинские чаеторговцы. Их интересы, казалось бы, новый закон должен защищать. Всё упиралось в сущую мелочь: пломбы на ящиках. Длительная перевозка чая по русским дорогам и рекам, лихие и вороватые владельцы частных подвод, многочисленные выгрузки и погрузки в русском стиле….
Утеря же каждой пломбы каралась чрезмерными штрафами. Против новых правил выступили даже конкуренты по чаеторговому рынку. В 1889 г. известный чаеторговец Александр Григорьевич Кузнецов выразил такое мнение, что эта «мера [пломбирование казённой пломбой. – И.С.] крайне стеснительна».
С пломбированием чая власть натолкнулась на ропот и противодействие обычно лояльного ей купечества. Поэтому в конце 1880-х гг. правило о пломбировании чая оставили добровольным. Каждая фирма была вольна отправлять чай под казёнными пломбами (либо без оных). При этом эта фирма должна была также брать на себя все расходы по обандероливанию. Таким образом, вся идея была, казалось, похоронена, либо отложена в долгий ящик.
Купцы спокойно вздохнули… но наступил 1895 г. В этот год правительство Империи издало закон об обязательном обандероливании чая в мелких «помещениях». Сделав шаг назад и взяв паузу, власть дожала-таки бизнес, проведя до конца свою линию.
По всей империи крупные фирмы начали открывать большие чаеразвесочные фабрики с механизмами, электрическими весами и освещением, массовым использованием женского и детского труда (что было характерного для всего мирового капитализма того времени). Маленькие фирмы, торговавшие чаем под своими фирменными марками, заказывают у лидеров рынка развеску своих чаёв.
Подробнее о распространении чая в России можно прочитать в книге А.П. Субботина " Чай и чайная торговля в России и других государствах", СПб, 1892. Отрывки здесь http://www.tea-terra.ru/2014/01/26/12858/
Чайные пломбы
Размеры самих пломб существенно отличаются. Наиболее широко распространены пломбы двух размеров: в 20-25 мм. и 10-13 мм. Редко встречаются пломбы с диаметром более 25 мм. Из-за небольшого размера, легенда размещалась как на аверсе (лицевой стороне), так и на реверсе (оборотной стороне) пломбы.
Толщина у крупной пломбы Торгового Дома «Сергей Васильевич Перлов» (с диаметром самой пломбы в 22-23 мм. и диаметром поля с легендой в 10-11 мм.) варьируется в пределах 5-7 мм. У пломбы же чайной фирмы Д. и А. Расторгуевых, имеющей схожий диаметр в 20-22 мм., под поле с текстом отведено целых 16 мм., а толщина составляет практически те же 5-6 мм. У небольших пломб толщина варьируется от 2-3 мм. (как у пломбы И.Н. Филиппова) до 3-3,5 мм. (как у малой пломбы фирмы Д. и А. Расторгуевых).
(Источник: Соколов И.А. Китайский чай под пломбой частной и казённой: от борьбы с фальсификацией и контрабандой чая в XIX в., до современной частной коллекции [Текст] / Соколов Иван Алексеевич // Научный молодёжный ежегодник. Выпуск 4. Часть 3: Различные аспекты русской истории и культу-ры: [сборник научных публикаций]. – М., 2009. – 94 с.; ил. – ISBN 978-5-9973-0652-6. – Статья на стр. 78-92.); (http://filmsgames.livejournal.com/13066.html ; http://www.hobby40.com/forum/viewtopic.php?p=1322)
.............
Сладкий товар
Но не только чаем торговали Расторгуевы. Точная дата начала именно производства кондитерских изделий мне неизвестна, но сам факт подтверждается следующими фотографиями (фото предоставлено А. Черкас).
.
.....
Закат империи
Торговая фирма просуществовала сорок лет. Много это или мало - Бог весть. В 1905 году над фирмой "установлена администрация". (ЦИАМ, ф.450, оп.8, д.22, лист 60)
В 1909 г. дома на Солянке покупает у Расторгуевых сахарозаводчик и меценат Павел Иванович Харитоненко, живший в роскошном особняке на Софийской наб. (сейчас это здание служит резиденцией посла Великобритании).
После революции доходный дом передали учреждениям здравоохранения и Академии Медицинских наук СССР. Перед войной в Доме с атлантами была поликлиника; мама рассказывала, когда ее туда привели (на прием к врачу), нянечки, помнившие "бывших", подходили к бабушке и шептались с нею "о наследниках". В 50-х годах в доме было что-то вроде КБ медицинской техники, и, по иронии судьбы, там работал некоторое время инженером мой отец.
Горькое настоящее
В 2004 г. дом расселили, а уже через два года примерно в 50 комнатах обосновались гастарбайтеры, работавшие на строительстве бизнес-центра в соседнем переулке. Дом был разделен по этническому признаку на киргизскую, таджикскую и узбекскую части. Художник Дмитрий Журавлев, работающий в мастерской напротив дома, вспоминает: „К моему приезду по большому счету там уже никто не жил. Там жили бичи. Когда их где-то в 2008 г. начали оттуда выгонять, то разбили окна, а на улицу вытащили контейнер, в который выбросили кучу тряпья. Там были даже довольно интересные предметы — красивые сундуки, полки, изделия. Контейнер пополнялся и в итоге остался брошенным. Воняло из него ужасно. Он весь был заполнен тряпьем. По Подколокольному проходит граница Басманного и Таганского округов. И вот контейнер перетаскивали. Он оказывался то на одной стороне переулка, то на другой. Щедринская такая история“.
В 1996 г. церковь Рожества Богородицы на Стрелке была передана осетинской общине Москвы. Храм, построенный в самом нач. XIX в., медленно реставрируется.