Николай Алексеевич

Записано по рассказам мамы.

После смерти Алексея Алексеевича мать Миши и Коли Зинаида Михайловна вторично вышла замуж, за Николая Селивановского, сына старшей сестры Алексея Алексеевича, и переехала с детьми в дом на Яузском бульваре.

Михаил и Николай закончили Московское Петропавловское училище.

 

Миша и Коля на Яузском бульваре 1909-1910 годы

Во второй половине XVII  века  в московской Немецкой слободе  действовали две  евангелическо-лютеранские церкви, названные впоследствии Михайловской и Петропавловской. В 1815/16 году   в училище при  Михайловской  евангелическо-лютеранской церкви   появились новые предметы: русский и французский языки, история, география и  рисование. В 1871 году училищу был присвоен статус реального, и программа его стала соответствовать  программам аналогичных  российских учебных заведений, но преподавание велось на немецком языке. Что касается  школы при Петропавловской церкви в Немецкой слободе, то она сгорела дотла  во время пожара 1812 года. Несколько лет спустя ее восстановили вместе с церковью, но не на прежнем месте, а в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, поскольку  уже тогда   в центре города жила значительная часть общины.Благодаря  высокому качеству преподавания  и обширной программе  школы при Петропавловской церкви пользовались большим авторитетом.  Многие русские родители  стремились обучать там своих детей, ибо знали, что  ее выпускники получат  основательные знания и свободное владение немецким языком, необходимом в то время для успешной предпринимательской деятельности. В результате среди учащихся  Петропавловской школы стали преобладать русские (в 1840 году  из 104 учеников было только 38 немцев), и для того, чтобы  они лучше усваивали программу,  преподавание  в течение ряда лет велось на русском языке.

Михаил впоследстви работал в ТАСС, главным бухгалтером (?).  Николай хорошо знал немецкий язык; полученное образование позволило ему в дальнейшем стать инженером-радиотехником.      

Когда произошла революция, старшие Расторгуевы с капиталами эмигрировали за границу; Селивановские остались в Москве. Николай, в духе героев Брет Гарта, решил бежать в Америку через Аляску со своим приятелем, сыном адвоката Плевако. Был план - захватить судно и продать его японцам.    

Михаил и Николай 

Плану этому не суждено было осуществиться, но Николай на несколько лет осел во Владивостоке. 

Там же он познакомился со своей будущей женой Анастасией Федоровной Костромитиной (моей бабушкой).

 

 

Николай и Анастасия, 1930-е годы

Отец Анастасии Федор Костромитин владел бойней, был относительно состоятельным человеком. Его предки, яицкие казаки, переселились на Дальний Восток. В семье Костромитиных было несколько дочерей, Анастасия - самая младшая. Ее взяла на воспитание состоятельная семья; там Анастасия выучилась и играть на фортепиано, рисовать и шить. Впоследствии эти навыки определили ее профессию на всю жизнь - она шила костюмы в театре.

В 1931 году семья возвращается в Москву, в дом на Яузском бульваре. 15 февраля 1932 года рождается дочь Лилиана, моя мать.

27 августа 1932 года у Михаила рождается сын Алексей; прожил он менее года.

В 1938 деда вызывают в "соответствующие органы" с вопросами по поводу непролетарского происхождения. Возвращаясь после разговора на дачу в Купавну, он хотел броситься под электричку, прекрасно понимая, чем это скорее всего кончится; только мысль о семье его остановила.

Семья срочно уезжает в Мурманск, где дед работает на радиостанции. Жизнь там была несладкая. Мама рассказывала, что на окнах нельзя было вешать занавески, чтобы любой мог подойти и посмотреть в окно: ну-ка, а чем занимаются эти люди? В холоде и сырости у мамы развился ревматизм, да такой, что пришлось ставить пенициллиновую блокаду.

Дед нанимается на радиостанцию в городе Барановичи в Белоруссии, и семья опять переезжает. Тут их накрывает война. Дед бежит на радиостанцию узнать насчет эвакуации; начальник с грузовика, набитого барахлом, "делает ему ручкой". Фронт быстро катится на восток. Те, кто пытался уехать, практически погибли. Дед продолжает работать на радиостанции - немцы пришли навсегда, власть поменялась, но как-то надо жить.  И вначале вроде так и происходит - обычная до-советская жизнь, еще недавно это была Польша.Но после Сталинграда все меняется, бабушка с мамой от греха уезжают в деревню под Барановичами. После освобождения деда арестовывают как работавшего на немцев и отправляют в лагерь, куда? - правильно, на Дальний Восток.

Бабушка с мамой возвращаются на Яузский бульвар, но Зинаида Михайловна не в восторге от появления родных находящегося под следствием ее сына Николая. "Несколько дней поживете - и уезжайте". И Анастасия с Лилианой уезжают, куда? - правильно, во Владивосток. Мама плакала, уезжая, думала - никогда больше не увидит Москву; Зинаида Михайловна подарила ей позолоченную десертную ложечку с гравировкой - вид на Кремль: -"Возьми на память о Москве. "Во Владивостоке сестры гораздо приветливее встречают Анастасию. Через какое-то время Николая выпускают, он не был репрессирован. Жить у сестер неудобно, Николай находит работу под Владивостоком на станции Океанская.

Какое-то время жизнь идет потихоньку, но потом вдоль побережья пролетает японский самолет, и семья, опасаясь очередных военных неприятностей, опять пакует чемоданы.Они перебираются в Новосибирск. По дороге у них крадут вещи, и, пока они едут, происходит денежная реформа 1947 года. Без вещей и без денег, в декабре, в Сибири, в который раз жизнь начинается с нуля.
Отсюда мама уезжает в Москву и поступает в Суриковский институт. Живет опять на Яузском бульваре. Многочисленные тетушки знакомят ее с моим отцом, они женятся и съезжают с Яузского бульвара к мужу в коммуналку в доме 9 по  Пестовскому переулку, теперь уже навсегда.

Мы поехали с мамой и нашим псом Кепом после моего 9-го класса в Косов, в Прикарпатье. Жили на самой окраине города, через дом от нас шоссе уходило на Верховину в Закарпатье. Кроме обычных летних радостей типа купанья в мелкой речке и походов за малиной, ездили по окрестным селам, смотрели местную керамику, резьбу и, конечно, вышитые льняные сорочки, запаски (род юбки), тканые из шерсти широкие гуцульские пояса, меховые безрукавки-кептари. И вышивки, вышивки, вышивки, в каждом селе свои узоры, нитками и пацюрками(бисером), на рукавах или просто полосочка у плеча и на манжете, или весь рукав расшит виноградными листьями - "виноградска", или колокольчиками, или геометрическим узором. А вечером по тихому теплому шоссе ходили гулять, отламывали куски теплого кукурузного хлеба, купленного в ближнем сельце, и мама рассказывала, рассказывала, рассказывала про жизнь деда и бабушки, перемолотую, но неубиваемую, как жизнь всей нашей страны...