Главная
Родоначальники
Продолжатели
Потомки

Благотворительность. Тюрьмы, церкви и больницы.

Труды, для пользы общественной подъемлемые

Благотворительность была важной частью социальной активности московского купечества; все мы знаем Государственнаю Третьяковскую галерею  — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Купцы собирали коллекции, поддерживали искусства и науки, жертвовали на призрение бедных, строили богадельни и народные больницы.

Расторгуевы жертвовали на церкви, тюрьмы, больницы, причем не только в Москве, а и в достаточно отдаленных местностях. Вот лишь несколько примеров.

Пречистенка. Богородицкая церковь

Попечительное о тюрьмах общество

Волхонка. Пересыльный замок

Солянка. Церковь Рождества Богородицы, что на Стрелке

Село Бывалино. Никитская церковь

Город Данков. Тихвинская соборная церковь

Москва. Александровская больница

Церковь Рождества Богородицы в Подкопаях

Высокая оценка


    

Пречистенка. Богородицкая церковь

В "Справочной книге о лицах..." читаем: "Состоит ... церковным старостою Богородицкой, что в бывшем Пересыльном замке, церкви с 1869 года, директором Московского Попечительного о тюрьмах Комитета с 26 июля 1873 года...";

В Настольной книге "(дневнике): "Поступил в старосты в церковь пересыльного тюремного Замка. Алексей Дмитриевич Расторгуев получил Указ 1 февраля  1867 года. Праздновали 5 февраля. Готовили закуску на 40 человек. Сажали за стол, кушаний было 4 блюда. Кондитер Сафронов взял за всё вино и  кушанье 220 рублей. На будущий год, если Господь приведёт быть здоровыми, то лучше сделать а ля фуршет без саженья."

Это Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, что в Башмакове, в обиходе - Никольская церковь;  Николы Угодника церковь; Похвальская церковь; Богородицкая церковь; известна с 1475, первая каменная выстроена вскоре после 1629, а последняя, простоявшая до сноса в 1932, - на рубеже XVII и XVIII вв. Пятиглавая церковь, декорированная в духе московского барокко, находилась она по современному адресу Москва, Пречистенская наб., [у д. 45/1, стр. 1, угол Всехсвятского пр.]. Был придел Николая Чудотворца.  Церковь эта находилась в двух шагах о Тюремного пересыльного замка (Острога).

Попечительный о тюрьмах комитет

В 1819 г. по примеру Британского библейского общества в России было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. Главной целью Общества было содействие нравственному исправлению преступников. В 1832 г. Попечительное о тюрьмах общество было причислено к органам управления тюрьмами. Одним из из лучших представителей Попечительного о тюрьмах общества (комитета) был Ф.П. Гааз, на протяжении многих лет занимавший должность главного врача московских тюрем.

Из речи доктора Ф.П. Гааза: "Сегодня в прекрасной и христианской столице Москва имеются три большие тюрьмы - губернский замок между Бутырской улицей и Тверской дорогой, пересыльный замок против Кремля на Волхонке, тюрьма для должников, кою называют «Яма», возле Иверской часовни, и есть еще тюрьмы малые при полицейских частях. И все эти места, в коих сейчас, сей минут пребывают многие сотни, может, уже больше чем тысяча несчастные люди - пусть они грешные, пусть есть преступные и даже есть злодеи, но все они люди... Крещеные люди. И за них тоже Иисус Христос принял крестную муку и, страдая на кресте, пожалел разбойника..."

Волхонка. Пересыльный замок.

Я долгое время была уверена, что тюремный замок, который часто упоминает Алексей Дмитриевич,  - это Таганская тюрьма. И оказалась неправа; с изумлением я прочитала приведенный выше фрагмент из речи доктора Гааза о пересыльном замке на Волхонке, а потом нашла в интернете следующую страничку Архнадзора.

Мы перед Пушкинским музеем, на углу Волхонки и Антипьевского переулка (ныне Колымажного). Квартал Музея более четырех с половиной веков остается центром Чертолья. Сто лет назад Музей воспринял эту роль у древнего Конюшенного (Колымажного) двора, став на его место.

До середины XVI века далеко отсюда, на Кулишках, близ церкви Трех Святителей, располагались Старые конюшни — часть хозяйства загородного великокняжеского летнего дворца. Пожар 1547 года истребил Конюшни, и правительство Ивана Грозного перенесло их в Занеглименье. Теперь конюшни стали выносом кремлевского, а не иного дворцового хозяйства. В Кремле оно традиционно занимало боровицкий мыс и располагало Боровицкими воротами.

По наблюдению Забелина, весь юго-запад Занеглименья работал по дворцовому конюшенному ведомству, причем задолго до XVI века. Имя ведомства — Конюший путь — сегодня кажется названием дороги. Это была бы киево-смоленская дорога — современные Волхонка и Остоженка, а позже и Пречистенка. Конюший путь владел дворцовыми лугами — Лужниками — в излучине Москвы-реки напротив Воробьевых гор. Ближе стоял государев Остоженный двор (от слова стог), куда крестьяне дворцовых сел свозили сено. Рядом располагалась Стадная слобода конюхов. А с появлением в Чертолье Новых конюшен образовались жилые Конюшенные слободы, Старая и Новая, близ современных Пречистенки и Плющихи.

По ходу политического кризиса 1564/5 годов все эти земли были взяты Грозным в опричнину. Конное опричное войско должно было располагать Конюшенным двором. Недаром поиски двора Малюты Скуратова — шефа опричного войска — локализуются в Чертолье.

   Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов).

   Портрет работы Павла Рыженко

Конюшенный двор называли также Колымажным: здесь хранились средства царского передвижения. На плане конца XVIII века по периметру двора стоят: дворцовая конюшенная канцелярия, ее архив, казна и караульни, жилье служителей, конюшни, каретные сараи, склад сбруи, манеж для выездки с ложей для благородных зрителей и, наконец, большой амбар — почти музей, «где стоит богатый старинный экипаж и конские старинные уборы лежат». В центре двора показан, разумеется, колодец. В Новое время Колымажный двор постепенно превращался в общественный манеж.

Датировать и оценить постройки Колымажного двора по чертежам, рисункам и фотографиям непросто. К исходу своего существования двор выглядел предельно скромно.

В 1830-е годы постройки Колымажного двора приспособили для пересыльной тюрьмы. Самый известный эпизод ее истории — побег в 1864 году Ярослава Домбровского, будущего генерала Парижской коммуны.

К концу столетия остатки тюремных зданий были снесены, и место Колымажного двора стало «пустующей землей». В 1890-х годах Московский университет по настоянию профессора Цветаева повел борьбу за эту землю. В 1898—1912 на этом месте возвели здание Музея изящных искусств (первый директор — И. В. Цветаев, архитектор П. И. Клейн, бо́льшую часть денег на строительство пожертвовал меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов). Ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Солянка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Стрелке

„Храм Рождества Пресвятыя Богородицы по своему великолепию, по богатству и изяществу своей внутренней отделки принадлежит к редким храмам нашей столицы. Всем этим он обязан как покойному родителю нынешнего старосты Дмитрию Ивановичу Расторгуеву, так и самому Алексею Дмитриевичу. В течение сорока лет преемственной службы их в должности церковного старосты ими затрачено из собственных средств на благоукрашение сего храма более 100 тыс. руб. На собственные же средства Алексеем Дмитриевичем, семь лет тому назад, выстроен, для обеспечения причта Богородице-Рождественской церкви, каменный трёхэтажный дом, стоимостью выше 80 тыс. руб.“ Источник: «Московские Церковные Ведомости»  http://wikimapia.org/15473659/ru/

Село Бывалино. Никитская церковь.

Благотворительность - дело семейное. Когда при составлении родословия я набрала в поисковой строке "Петр Кротов " (жена Алексея Дмитриевича - Вера Петровна Кротова; значит, его тесть - Петр Кротов), то получила ссылки на церковные сайты о церкви в селе Бывалино.

В вотчине Троице-Сергиева монастыря, на погосте Никитском у р. Дрозны, в 1577 г. стояла деревянная церковь Пророка Божия Илии, построенная «клецки».

В летописи Никитской церкви записано: «До начала семнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии, на месте престола которого находится каменный столп.  Всеобщим желанием прихожан было устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка, дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме».

 1862 г. начали возводить ныне существующий каменный храм Святого великомученика Никиты. Строительство шло с большими трудностями 15 лет. По его завершении явленная икона великомученика размером 80x60 см была помещена в новом храме..

Об участии в строительстве  Петра Тимофеевича Кротова вы прочитали на страничке про семью Алексея Дмитриевича. А вот что написано в истории Бывалинской церкви про самого Алексея Дмитриевича.

В 1875-й г. московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым пожертвованы в Никитскую церковь серебряные позлащенные сосуды.

1876 г. ознаменовался значительными пожертвованиями и многообразным содействием различных лиц, что дало возможность подвинуть вперед дела устроения нового каменного храма. Московским мещанином Иваном Степановым и московскою купчихою Александрою Тимофеевною Залогиною в приделе Св. Великомученика Никиты устроен иконостас, вызолочен и окрашен, а так же написаны иконы, исключая двух местных - Спасителя и Божией Матери, на написание которых сумма пожертвована Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым. Но до сего времени колокольня при новом каменном храме осталась недоконченною: в ней не было выложено два верхних яруса. Чтобы привести в надлежащее благолепие внешность созидаемого храма, храмоздатели обратились за помощью к своему Архипастырю Преосященнейшему Игнатию Епископу Можайскому, Викарию Московскому и по соизволению его была выдана сборная книга, по которой собрано 553 р. 50 коп. ..

На деньги, пожертвованные Московским купцом Алексеем Дмитриевичем Расторгуевым в количестве 300 рублей устроен крест на колокольню и куплено луженое железо на крышу колокольни. Кроме того, купцом же Расторгуевым пожертвовано 60 пудов связного железа.


Рязанская область, город Данков. Тихвинская соборная церковь.

На сайте "История, культура и традиции Рязанского края", уже упоминаемом мною,  я нашла Краткие летописи приходов Рязанской епархии 1865-1879 гг., оттуда вот такая информация:

Город Данков
Тихвинская соборная церковь

1872 - От Торгового дома московских потомственных почетных граждан Дмитрия и Алексея Расторгуевых пожертвовано вызолоченное накладного серебра паникадило стоимостью 200 рублей (1871/72, №23)

1872 - Московские потомственные почетные граждане Дмитрий и Алексей Расторгуевы удостены благословения св. Синода за пожертвование паникадила стоимостью 200 рублей (1872/73, №6)

1878 – Изъявлена Архипастырская благодарность с преподанием Божьего благословения...  за значительные пожертвования при постройке городского собора, а также за пожертвование на построение и украшение собора:...         - Расторгуеву Алексею, московскому 1-й гильдии купцу – больших разных вызолоченных киот на общую сумму 1500 рублей, (1878, №20)

Первое прошение о строительстве храма на Хлебной площади было подано в Рязанскую духовную консисторию 27 апреля 1858 г. благочинным г.Данкова соборным протоиереем Фёдором Семёновым.
19 августа 1860 г. был рассмотрен и утвержден в Департаменте проектов и смет ПСиПЗ. После этого 28 сентября 1860г. последовал всеподданнейший доклад императору Александру II, который 29 сентября 1860г. и утвердил проект Тихвинского собора.

 

Москва. Александровская больница.

В Центральном Историческом Архиве г. Москвы я нашла вот такие документы:

В Московскую Купеческую управу потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева объявление.

Желая  почтить память моего покойного родителя Дмитрия Ивановича Расторгуева делом добра, я имею честь представить в Купеческую управу 25 облигаций Московского Городского Кредитного Общества по тысячи рублей каждая...

Облигации эти покорнейше прошу принять как основной капитал  в устраиваемую ныне московским купечеством в память выздоровления Государя Наследника Цесаревича от постигшей его Высочество в прошлом году тяжкой болезни  Александровскую больницу..."

Мая  7 дня 1873 года

Здание Александровской больницы находится по адресу: улица Щипок, дом 6/8. Это двухэтажный дом с высоким подвалом, с крыльцом и двумя симметричными к нему дорожками-пандусами, которые выдаются вперед к красной линии улицы Щипок.

Строительство больницы было долгим. 10 января 1873 г. на Собрании Выборных Московского Купеческого общества было принято предложение старшины В. М. Бостанжогло об устройстве в Москве больницы на 50 человек для лечения людей «старше 16 лет всякого звания, были бы они только христианами». Больницу решено было назвать «Александровской» в честь излечения цесаревича Александра Александровича от тифа.
Участок под больницу был выкуплен у потомственного почетного гражданина М.Н. Солодовникова. Реализация проекта была поручена архитектору Александру Каминскому.


Церковь Рождества Богородицы и Святителя Николая в Подкопаях

Из Настольной  книги (дневника) 

Расходы с 1 апреля 1874 года по 1 апреля 1875 года.

На обновление церкви Рождества Богородицы и Святителя Николая в Подкопаях

Рогожкину – за промывку и поправку стенова писания    6440,  Сафронову золочярю    2000, Остафьеву    3000, Фадееву    1829-5, Колодкину    3466,

Маляру Михалёву  442-90, Церковный дом     144-71, Мебельщику за двери парадные  435, Кровельщику Ерофееву   514-30, Каменщику Назарову   143-75,

Мраморщику Назарову   130, Свинцову живописцу   3050, За лес Стриженову  1359-52, За лес в церковный дом   67-35, Калашникову за стёкла  102,

Епаншиникову за ковры   838, Сапожникову   9-70, Выгодчинову за свечи   979, Василию Радюнову …    800, Соколову скобельщику  150, Штукатуру Рябову   200     -------------------------  26400-77

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы.

В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома. В нем три престола: Казанской Божьей Матери, Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.


Высокая оценка

Общественная деятельность Алексея Дмитриевича была высоко оценена Государем Императором Александром II.

О УКАЗЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО ИЗ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА

                                             Синодальному члену Преосвященному Макарию, Святотроицкия Лавры  Священноархимандриту

По Указу Его Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода слушали доклад Синодальной канцелярии (по первому отделению) о том, что Канцелярия Капитула Орденов на основании 518 ст. учрежд. орд. изд. 1876 г., просит о доставлении формулярных списков купцов Расторгуева и Балашова, представленных к награждению орденом Св. Анны 3 ст. по статуту за построение ими церквей на собственное иждивение. И по справке приказали дав знать об изъясненной просьбе Канцелярии Капитула орденов Вашему Преосвященству поручить Вам указом сделать надлежащее распоряжение о составлении где следует, формулярных списков купцов Расторгуева и Балашова по форме, приложенной к ст. 1412 Т. Уст. о служб. Прав. изд. 1857 г., и затем представить таковые списки в Святейший Синод для отсылки оных в Капитул Императорских и Царских Орденов.

Февраля 28 дня 1880 года

Обер-секретарь (подпись)

Секретарь (подпись)

ЦИАМ ф. 203, оп. 744, лл 69, 69 об. (записал Вуколов В.В.)

ФОРМУЛЯРНЫЙ СПИСОК О СЛУЖБЕ ПОТОМСТВЕННОГО ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА МОСКОВСКОГО 1-Й ГИЛЬДИИ КУПЦА РАСТОРГУЕВА

Составлен в Московской Купеческой управе марта 10 дня 1880 г.

графа 1: Потомственный Почетный гражданин Московской 1-й гильдии купец Алексей Дмитриевич Расторгуев, Директор Московского попечительного Комитета, сорока восьми лет, вероисповедания православного, имеет Золотые медали на шее Станиславской и Анненской лентах.

графа 2: Происхождения - из купеческого.

графа 3: дом в Мясницкой части.

графа 7: Воспитание получил в доме родителей. По выбору Московского купечества состоял экспертом Московской складочной таможни, с 1866 г. 27 октября по 1 апреля 1872 г. Находился церковным старостою Богородской в бывшем пересыльном замке церкви с 1868 г. Директор Московского попечительного о тюрьмах Комитета с 26 июля 1869 г. В потомственное гражданство введен с 1870 года. Состоял Гильдейским старостою в купеческой управе с 6 апреля 1870 г. по 29 июля 1873 г. По должности Директора Московского попечительного о тюрьмах Комитета Всемилостивейше награжден Золотой медалью для ношения на Станиславской ленте 29 декабря 1872 г. Состоит Выборным от Московского купечества с 18 апреля 1873 года, состоял членом в Московской купеческой Управе, 15 мая 1875 года по 14 мая 1879 года.

графа 14: Вдов, имеет детей, сыновей: Дмитрия - 24, Сергея - 18, Петра - 16, и дочерей: Веру - 10, Марью - 8 и Надежду 6 лет, которая находится при нем. Вероисповедания православного.

ЦИАМ ф. 203, оп. 744, д. 1417, л.379, 379 об, 380.  Выписал из дела Вуколов В.В. 3 декабря 2013 года.

Орден Святой Анны учрежден в 1735 году герцогом Карлом Фридрихом Гольштинским, в память супруги Анны Петровны, дочери Петра 1. После приезда в Россию его сына Карла Петра Ульриха, будущего императора Петра 3, орден перенесен в Россию. В 1797 году Павел 1 официально ввел орден Святой Анны в наградную систему России. Императорский орден Святой Анны установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов, для пользы общественной подъемлемых. (Выдержки из «Учреждения орденов и других знаков отличия» (1892 год)

Орден Святого Станислава был учрежден в 1765 г. польским королем Августом Понятовским в честь святого покровителя Польши Станислава. В 1831 г. Николаем 1 причислен к Российским Императорским и Царским орденам. Орденом Святого Станислава мог быть награжден любой подданный Российской Империи или Царства Польского, «кто преуспеянием в христианских добродетелях или отличною ревностью к службе на поприще военном, как на суше, так и на морях, или гражданском, или же в частной жизни, совершением какого-либо подвига на пользу человечества или общества, или края, в которых живет, или целого Российского государства, обратит на себя особенное... внимание».

В Сети еще можно найти достаточно обширную информация о благотворительной деятельности купцов Расторгуевых, например, такую: "Р. известен как крупн. церк. благотворитель. На протяжении 22 лет являлся старостой храма Рождества Богородицы на Стрелке (ул. Солянка), дважды его отделывал и украшал. В 1894 пожертвовал 60 тыс. руб. на стр-во храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в губ. тюрьме на Таганке (ул. Мал. Каменщики). В тюремн. церкви 27 лет состоял церк. старостой. В 1876 дал 40 тыс. руб. на возобновление храма Николая Чудотворца на Болвановке (Таганка). В кон. 1880­х на свои средства отремонтировал и благоустроил Николаевский храм Александрийского подворья близ Солянки. На каждый церк. праздник посылал крупн. милостыни на правосл. нужды по моск. тюрьмам и б-цам. Много жертвовал на нужды храмов в разл. городах России (Ниж. Новгород, Ярославск. губ.), а также посылал деньги в Иерусалим, на Афон." (http://mosenc.ru/encyclopedia?task=core.view&id=6741)


Источники:

http://temples.ru/card.php?ID=1852; 

http://lekcion.ru/istoriya_rossii/4182-popechitelnoe-o-tyurmah-obshchestvo.html; 

http://www.bibliotekar.ru/604/6.htm

http://www.archnadzor.ru/2012/03/28/volhonka-i-chertole-3/